На прошлом уроке вы говорили об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль
играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен
животными.
А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно
связано между собой и выполняет огромную работу.
С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса
великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество
кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.
Роль леса в природе и жизни людей:
1) Лес – это место отдыха человека, потому что
только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту
птичьих песен, цветущих растений.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник,
валерьяна, липа.
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод,
орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это
деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это
мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева.
Лес – источник древесины.
6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом.
Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
7) Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения
выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От
фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет
лес, не мелеют реки.
9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от
ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
А
всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают
экологические проблемы леса? Прочитайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте,
о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
В стихотворении говорится о вырубке леса.
Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после
работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к
разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы,
звери.
Другая
экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве). Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для
выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная
охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается
законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу
занесены:
· растения
– женьшень, венерин башмачок;
· жуки
– жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
· птицы
– филин, утка-мандаринка;
· звери
– зубр, амурский тигр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий