вторник, 15 октября 2013 г.

к уроку окружающего мира - Экосистема болота


Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс На прошлом уроке по окружающему миру «Экосистема озера» мы говорили, что иногда озеро превращается в болото, если круговорот веществ не замкнут. Тогда экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. Сегодня мы попробуем изучить эту новую экосистему…
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя… болотоИнтернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Так как же образуется болото? Посмотрите на рисунки, попробуйте объяснить самостоятельно…Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Итак, было озеро, где круговорот веществ не полностью замкнут. Это значит, что некоторые вещества не перерабатываются «разрушителями». Они накапливаются, и условия в озере меняются. Растения разрастаются: они покрывают не только берега и дно, но и поверхность озера. Корнями растения прочно цепляются друг с другом, образуя сплошной плавучий ковёр-сплАвину. Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
СплАвина постепенно смыкается, заполняя все озеро. Дно, покрытое илом и остатками растений, становится всё выше. Близ берегов появляется мох-сфАгнум, который густым ковром наступает на озеро.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Мох-сфагнум не боится сырости и даже сам воду впитывает, запасает на тот случай, если болото высохнет. Растение весом 10 г (а это вес одного спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды.
Ещё одно интересное свойство сфагнума — лечебное. Это растение может убивать микробов. Поэтому высушенный сфагнум иногда используют вместо бинтов и ваты.
У этих растений нет корней. Воду и питательные вещества они всасывают с помощью стеблей и листьев. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Под мхов «разрушителям» трудно жить — там холодно и сыро, нет кислорода, к тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие части превращаются в торф. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке и живут другие обитатели болот.
А вы знаете, что торф является полезным ископаемым? Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Среди сфАгнума появляется клюква.   По содержанию биологически активных веществ и минеральных солей клюква — одна из самых полезных дикорастущих ягод.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс багульник. Цветы и листья его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.У людей от этого запаха может на болоте разболеться голова. Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс и осоки.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс Бывшее озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему — болото.
Узнаете ли вы следующих обитателей болот? Что вы о них сможете рассказать?
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Верно, это голубика. А вы знаете, что по содержанию важного для нашего организма витамина С, голубика в несколько раз превосходит черную смородину, поэтому варенье из этих ягод или же употребление голубики в свежем виде очень полезно для укрепления иммунитета, или при частых простудных заболеваниях.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Это морошка. Эта вкусная, медовая, удивительно сладкая ягода содержит витамин С в 4 раза больше, чем в апельсине. А провитамина А морошка содержит больше, чем морковь. Издавна на Руси морошку подавали на царский стол, обычно это были или свежие или моченые ягоды, может быть поэтому, северяне до сих пор называют морошку «царской ягодой».  На Севере даже есть такая поговорка «Кто морошку запасает, тот болезней не знает».
 Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
На болоте особые условия для жизни. Слишком сыро и почва скудная. Оттого и большие деревья не растут. Здесь раздолье только мхам. Потому и нет на болоте животных, которые питаются травами. Хорошо здесь журавлю и цапле, у них длинные ноги с большими пальцами, между которыми перепонки. Это позволяет им ходить по топкой болотной грязи не проваливаясь. Очень уж любят они лакомиться лягушками.
Цапля…Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
А это кроншнеп.Это самый крупный кулик (больше вороны). Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Питаются кроншнепы насекомыми, червями, которых они подбирают с земли своим длинным клювом. При этом они используют клюв также в качестве пинцета, чтобы извлечь улиток или ракушек из их твёрдых оболочек.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Это бекас. От английского названия бекаса snipe в начале XIX века произошло слово «снайпер». Особенности полёта и сравнительно небольшие размеры бекаса делают его весьма трудной мишенью, и поразивший её стрелок по праву мог считаться виртуозом. Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Питается насекомыми, иногда растительной пищей.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Голос бекаса иногда напоминает голос барашка…
Журавль. Серые журавли всеядны: питаются различными частями растений, насекомыми, змеями, лягушками.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
К жителям болот, конечно же, относятся и лягушки….
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
А вы знаете, что…
  • Лягушки откладывают яйца в воду, где вылупляются головастики, которые живут в воде, пока не превратятся во взрослую лягушку.
  • Головастики больше похожи на рыб, чем на лягушек, они имеют ребристые хвосты и дышат через жабры.
  • Хотя лягушки живут на земле, их среда обитания должна быть около болот, прудов или в влажных мест, потому что они умрут, если их кожа высохнет.
  • Лягушки дышат через ноздри, а также поглощают часть воздуха через кожу.
  • Лягушки используют свой липкий язык, чтобы поймать и заглотить пищу.
  • Лягушки могут смотреть вперед, вбок и вверх одновременно. Они никогда не закрывают глаза, даже когда спят.
  •  Лягушки используют свои глаза, чтобы глотать пищу. Когда лягушка мигает, ее глазные яблоки надавливают на верхнее небо, помогая проталкивать пищу в горло.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 С давних пор люди побаивались болот. Их пугали трясины, бездонные топи, грозившие засосать без следа и пешего, и конного. И ведь как болота маскируют опасные места – кажется, что перед тобой такая красивая полянка с цветами, а под ней… топь.Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Люди старались поселиться подальше от болот, от “гнилых” мест, где чаще простужались и болели. Болота обходили стороной. А если уж надо было идти через него, то шли осторожно. Длинной палкой – слегой нащупывали заветную тропу в неподвижной воде, заросшей тиной. Ставили из палочек вехи, чтобы не сбиться с тропки, а то утонешь…
Люди стремились осушать “гиблые места” и использовать землю под поля и пастбища. Они думали, что, осушая болота, не только расширяют земельные угодья, но и помогают природе.
- Так ли это? И зачем нужны болота природе? Приносят ли они какую-нибудь пользу? ….
Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Да, и немалую. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. А какие замечательные реки вытекают из болот! Волга, Днепр, Москва – река. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха.
Болота – это и места обитания многих редких растений и животных. Журавли, цапли, кулики и другие птицы не только кормятся здесь, но и устраивают гнёзда, выводят своё потомство.
- А как же человек использует этот природный комплекс?
Значение болот для человека
  • ценные ягодные растения
  • сфагновый мох используется в медицине
  • мох для строительства домов
  • использование торфа, как топливо и как удобрение.
Итак, как и в озере, в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нём накапливается торф. Со временем слой торфа становится всё мощнее, а болото — суше. Тогда болото начинает зарастать травой. Интернет урок по окружающему миру Экосистема болота Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Пройдёт много лет и экосистема изменится. Начнут расти цветы… А об этом мы поговорим на следующем Интернет-уроке по окружающему миру.



 http://www.klass39.ru/internet-urok-po-okruzhayushhemu-miru-ekosistema-bolota/





1 комментарий: