понедельник, 11 ноября 2013 г.

Экосистема поля.


Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс Сегодня на уроке по окружающему миру мы продолжим изучать экосистемы. И отправимся с вами исследовать поле…
Для начала, что такое поле?

Поле — это экосистема, созданная человеком.
Значит, поле — это искусственная экосистема. Подумайте, чем оно отличается от природных экосистем?
Отличием будет являться — небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.
Мы знаем, что обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?
Представьте поле ржи. Осенью созреет рожь. Справятся ли разрушители с соломой на поле? Ведь на следующий год она будет мешать взойти многим новым проросткам. А те, что взойдут, не дадут колоса: ведь запас минеральных веществ истощился, его никто не восполнил.
Птиц нет, а значит кто будет бороться с болезнями и вредителями ржи?
Так кто помогает полю?…….. Верно, человек.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Если не ухаживать за полем, оно со временем превратиться в природную экосистему. Как ухаживает человек за полем?
  • удобряет землю
  • вспахивают землю
  • пропалывают от сорняков — избавляются от сорняков
Кстати, вы знаете, что для облегчения борьбы с сорняками и непрошеными потребителями урожая (насекомыми и грызунами) человек изобрёл особые ядовитые вещества — ядохимикаты.
Да вот беда, эти яды не только убивают насекомых- вредителей,
Зачем человеку ухаживать за полем? На поле он выращивает культурные растения.
Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и других целей.
Все культурные растения можно разделить на:
  • Декоративные (роза);
  • Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница);
  • Бобовые (фасоль, соя);
  • Крахмалоносные (бататы, картофель);
  • Сахароносные (сахарная свёкла);
  • Масличные (подсолнух);
  • Волокнистые;
  • Бахчевые (арбузы);
  • Овощные (томаты,огурцы, укроп);
  • Плодовые растения (ананасы, кокосы);
  • Стимулирующие (чай, кофе).
Среди полевых культур наиболее важны злаки. Зерна этих злаков содержат главнейшие питательные вещества.
К ним относятся:
пшеница
Применяют для изготовления пшеничного «белого» хлеба. Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
рожь
Применяют для изготовления ржаного хлеба — «чёрного хлеба». Именно ржаной чёрный хлеб и приготовленный из него квас и были основной пищей русских крестьян. В ржаном хлебе есть всё, необходимое человеку для жизни.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
овес
Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной.
В России из овса готовили кисель. Именно о нём — слова о «молочных реках и кисельных берегах» из сказок и пословиц (остывший, он такой плотный, что его можно резать ножом). В отличие от сладких фруктовых киселей он, дей­ствительно, кислый (отсюда и «кисель»). От него пошло и общее название всех прочих киселей.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
ячмень
Кое-где в гор­ных районах из него пекут хлеб, который, правда, быстро черствеет. Более известны ячневая и перловая (из ячменя в виде ровных круглых зёрен) крупы, а также пиво. Пиво — очень древний напиток.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
кукуруза
Древние жители Америки выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс  просо
Родина проса — Китай, где его выращивают около 5 тыс. лет. На территории России просо выращивает­ся уже более тысячелетия. Просо даёт пшённую крупу, а из его муки можно печь блины и лепёшки.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
рис
Рис  зовут «вторым хлебом чело­вечества», «кормильцем Востока».  А вот рисовую солому используют для плетения шляп, циновок, производства писчей бумаги высшего ка­чества.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
А вы знаете, что рис выращивают в воде…
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Самый сладкий злак — сахарный тростник
Один из полководцев Александра Македонского писал: «В Индии есть тростник, который без пчёл дает мёд». А в начале на­шей эры путешественники в Индии пробовали уже на­стоящий сахар — «каменный мёд», «белый и похожий на соль, но очень сладкий». Сейчас две трети сахара в мире делается из тростника. Это могучий злак до 6 м высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака, чтобы не вытек сладкий сок. Измельчённые стебли (багасо) служат топливом для сахарных фабрик. Делают из них и бумагу.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Сбор сахарного тростникаИнтернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
А вот поля декоративными растениями — с тюльпанами
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Поле с лавандой
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
  Масленичное поле с подсолнухом
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Поле с ананасами
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Поле с арбузами называется бахча
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 бахча с дынями
 Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 чайные плантации 
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Овощное поле с капустой
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Поле с картофелемИнтернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
На полях встречаются и сорные растения. Прочтите сказку Э. Шима «Кто работает зимой»:
Росли на поле злые сорняки — мохнатый Чертополох, серая Лебеда, жгучая Крапива.
Росли и воевали с культурными растениями. Растолка­ли всех, лучшие места себе захватили, соки из земли тя­нут. Совсем развеселились!
Пришли колхозники, стали их пропалывать. А сорняки хитрые — их сразу не выведешь!
Чертополох говорит:
— Меня с поля сгонят, а я под забор! Там и схоронюсь. Лебеда говорит:
— Меня сгонят, а я — в канаву. Там и уцелею. Крапива говорит:
— Меня сгонят, а я — в кусты. Там и продержусь.
Много раз пропалывали поле колхозники, осенью ло­патами перекопали, всю землю перевернули. А сорняки-то — вон они! Выжили! Кто в придорожной канаве сидит, кто под забором схоронился, кто в кустах спрятался. А одна серая Лебеда на крышу сарая забралась. Растет, цветет! Посмеивается — всех вокруг листика обвела.
Осенью созрели у сорняков семена — великое мно­жество. У Чертополоха, наверное, тыщи, у Крапивы — ты­сячи тысяч, а у Лебеды и вовсе тьма тьмущая!
Обрадовались сорняки, загордились!
Чертополох говорит:
— Весною рассею семена, все грядки заполоню! Уж тогда-то со мною никто не справится.
Крапива говорит:
— Весною рассею семена, все огороды заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Лебеда говорит:
— Весною рассею семена, все поля, дороги и тропин­ки заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Да только — не вышло.
Едва первый снег землю укрыл, появились на полях и огородах новые работники. А ну пропалывать сорняки! Ни одного не пропускают! Повыдергали семена и у Чертопо­лоха, который под забором сидел, и у Крапивы, что в кустах пряталась. И даже Лебеду, что на крыше росла, и ту обчис­тили до зернышка.
Не расти теперь сорнякам, не засорять землю! Доб­рый будет в новом году урожай.
А кто помог?
Да птички-невелички: щеглы, снегири, чечетки. Ведь они и зимой на полях трудятся. 
Пырей — трудно истребимый сорняк. У него длинное ползучее корневище, небольшая часть которого способна давать новое растение.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Не­легко искоренить сурепицу: одно растение дает до 10 000 семян.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
  Вьюнок, или березка, оплетает рожь так, что ей трудно расти. В таком случае она хуже разви­вается, ее труднее убирать.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Сорняк куколь имеет ядови­тые семена. Хлеб, испеченный из зерна, засоренного куко­лем, может вызвать у человека отравление. Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Какие животные встречаются на поле?
На пол­ях поселяются звери и птицы, которые кормятся семенами и зелеными частями культурных растений, сорняками, мелки­ми насекомыми. Среди них и враги, и друзья человека.
Суслик. Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Полевая мышь или полёвка. Тоже вредитель поля, так как питается зерном.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
 Крот. Под землей у крота гнездо, выстланное мягкими листьями, соло­мой. Питается насекомыми, червями, слизнями. Очень про­жорливое животное. Зрение у крота плохое, но слух и обоняние прекрасные. Он не впадает в зимнюю спячку.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Крот полезен тем, что истребляет личинок многих вредных жуков, и в то же время вреден, так как поедает в огромном количестве полезных дождевых червей, портит корни растений. В подземной кладовой крот держит про запас 100 — 300 дождевых червей. Вот почему в сказках его изображают сытым, скупым богатеем.
 Птицы оказывают неоценимую помощь людям в деле защиты полей от вредителей. Птицы на полях только кормятся, а гнездятся редко из-за частых агротехнических мероприятий.
Весной и в начале лета на полях обитают и размножа­ются жаворонок, полевой конек, серая куропатка, перепел, полевой лунь. Зато с созреванием урожая и особенно после его уборки сюда летят кормиться многие виды лесных, болотных и луговых птиц. Зимой на поле птицы питаются сорняками, торчащими из-под снега. Совы и сычи круглый год унич­тожают здесь мышей и других вредных грызунов.
Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Жаворонки являются типичными обитателями по­лей. Увидеть пти­цу близко трудно. Гнездится на земле. Питается насеко­мыми и семенами растений. Полевой жаворонок — перелетная птица, на зимовку улетает в сентябре — октябре, возвращается в марте.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Серая куропатка на полях выращивает потомство. Она похожа на курицу, кормится семенами сорных расте­ний, опавшими зернами хлебов, зелеными растениями. Когда семян еще нет, поедает насекомых, уничтожая злос­тного вредителя картофеля — колорадского жука, чем приносит большую пользу. Осенью куропатки собираются в стаи по 15 — 30 особей и так зимуют.
Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс
Конечно, на полях больше всего обитают насекомых. Тля — очень мелкие, обычно 2—3 мм длиной, насе­комые-вредители. Живут колониями, быстро размножа­ются. Они угнетают и ослабляют растения.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

С тлей нужно вести активную борьбу. Установлено, что, если бы вся тля выживала, она облепила бы сплошным слоем весь земной шар всего за один год.
Божья коровка и ее личинки приносят большую пользу, уничтожая тлю, листоблошек и других растительноядных насекомых.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Жуки-щелкуны живут на поле и в саду. Стоит жука повернуть на спину, как он тут же резко изгиба­ется, издает короткий щелчок, напоминающий выстрел из детского пистолета, и снова становится на свои шесть ла­пок. Личинки и жуки питаются растениями. Они многоядны, повреждают зерновые злаки, овощные, плодовые и другие культурные растения. Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

На поле, где растут зерновые злаки, много вредите­лей. Прежде всего это хлебные жуки. Особенно опасным является жук-кузька.Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Их личинки питаются перегноем и мелкими корнями различных растений, а сами жуки могут повреждать всхо­ды злаков, свеклы и др., перегрызая корни и другие под­земные части растений.
Колорадский жук — опасный вредитель картофе­ля, томатов, баклажанов, перца. Интернет урок по окружающему миру Экосистема поля Школа 2100 окружающий мир Интернет урок видео 3 класс

Много лет назад жук жил на западе Северной Америки в штате Колорадо. Но однажды человек распахал поле и посадил рядом с местом обитания жука картофель. Тот попробовал новую пищу и сразу оценил ее. С тех пор он водится только на картофельных полях.
Зимуют жуки в земле. Весной, когда почва прогрева­ется до 14 — 15 °С, они выбираются на поверхность.
Может ли поле превратиться в другую экосистему?….. Да. Если за культурными растениями не ухаживать поле может превратиться в луг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий